Как и чем начинающему копирайтеру наполнить портфолио — один из самых острых вопросов в начале карьеры каждого копирайтера. Ведь для того, чтобы найти клиентов, нужно портфолио. А для того, чтобы было портфолио, нужны клиенты. Замкнутый круг.
Но это только на первый взгляд и сейчас я расскажу, как я решал эту проблему в начале карьеры.
Важное уточнение!
Я рассматриваю пример того, что начинающий копирайтер уважает своё время и свой труд. И поэтому решил самостоятельно искать клиентов, чтобы брать за свою работу не менее 1 000 рублей, а не пошел на биржу в поисках заказов по 50-100 рублей. А еще, что у него есть свой сайт или хотя бы группа ВКонтакте, куда он будет размещать это самое портфолио.
Если же сайта у вас нет, то сделать его не так сложно, как кажется. Всё, что надо знать об этом, можно найти в рубрике — «Как создать сайт на WordPress»
Суть подхода
В интернете много плохого текста. Очень много. Очень плохого.
Зачастую он массово закупается на биржах, создаётся райтерами в штате студий или пишется секретарями/программистами в штате самих компаний.
Качество текста там далеко не на первом месте. Для них важнее уникальность, тошнота, рейтинг главреда и прочая чушь, которая только мешает настоящему копирайтеру решать задачи. Поэтому перед тем как создавать что-то своё, мы улучшим чужое.
Но, что гораздо важнее, мы покажем как мы мыслим. Ведь именно по этому критерию бизнесмены выбирают себе исполнителей. Качество текста раз на раз не приходится. За одним сильным, может идти несколько средних. Но когда заказчик видит то, как копирайтер мыслит, то может быть уверен, что его работы не опустятся ниже определенного уровня, который его устраивает.
Сам же алгоритм наших действий простой, как навесы Комбарова.
- Поиск текстов на сайтах, которые подходят под нашу деятельность;
- Запрос на использование материалов с сайта;
- Разбор (он же аудит) с указанием всех сильных и слабых сторон;
- Показываем, как эту задачу решили бы мы;
- Отправляем наш вариант потенциальному клиенту;
- Размещаем разбор у себя на сайте.
Давайте разберем каждый этап подробнее.
Поиск подходящих материалов
Как я уже говорил, для начала нам надо определиться с направлением и тематикой своей деятельности. То есть что и для кого мы будем писать.
Не бойтесь делать этот выбор, он не окончательный. Его в любой момент можно поменять. Но начальный выбор сделать надо, иначе без него мы будем распыляться и вряд ли чего-то добьемся.
Например, первый мой оплаченный текст был про инфракрасные сауны. Потом я писал про детские домики, аренду строительной техники, ткани и так далее. Но в итоге пришел к тому, что близко лично мне. А именно IT. Забавно, что самый мой первый текст, который я писал сам для себя, был связан именно с IT. Через него я продавал свои услуги компьютерщика с выездом на дом.
Но вернемся к теме статьи. После того, как вы выбрали направление своей деятельности, то можно приступать к поиску подходящих материалов в сети. Для этого идем в Гугл или Яндекс и вбиваем нужные слова.
Например, если вы хотите писать для компании, производящей мебель, то в поиске вбиваете “Мягкая мебель <город>”. Можно и без города, но тогда лучше идти на 5-10 страницы поиска, чтобы и тексты были похуже, и клиент был меньше доволен своими нынешними текстами.
Если вы хотите писать в блог мебельной компании, то можно попробовать что-то вроде “Материалы для изготовления мебели”, “Почему детская кровать должна быть только из дуба” и любые другие тематические запросы. Таким образом вы найдете компании, которые уже ведут блог, а значит их будет проще убедить сотрудничать с вами в дальнейшем.
Если же вы хотите писать коммерческие предложения для мебельной компании, то ищите по таким словам: “Коммерческое предложение на поставку мебели”, “Коммерческое предложение на изготовление мебели” и так далее. Многие компании выкладывают своё КП в открытый доступ, так что проблем с тем, чтобы найти и скачать его, не будет.
Логику вы наверняка поняли. Так что переходим к следующему шагу.
Запрос на использование материалов с сайта
Это важно.
Без получения разрешения лучше ничего не делать. Это то же самое, что высказывать своё мнение, когда его у вас не спрашивают. Скорее всего нарвешься на грубость, а значит потеряешь возможность работать с компанией в дальнейшем. Да и репутация сразу в минус уйдет. Оно вам надо? Уверен, что нет.
Поэтому мы спрашиваем.
И чтобы повысить вероятность положительного ответа, показываем, что человек ничем не рискует, а также добавляем небольшую выгоду. То есть делаем всё, чтобы на наше предложение было легче согласиться, чем отказаться.
Пишем либо на общую почту, которая всегда есть на странице “Контакты”, либо директору, если его адрес указан. Я писал что-то вроде такого:
Вот и всё. Как видите, человек ничего не теряет, если согласится на моё предложение, потому что легко можно скрыть/удалить любое упоминание компании. А взамен он получит текст, который может повысить прибыль или решить другую задачу. Какой смысл отказываться, если ничего не теряешь и можешь только приобрести? Мне кажется никакой.
Аудит текста
После получения разрешения можно приступать к работе. Первым делом разберем изначальный текст, чтобы было понятно, почему мы вообще решили разбирать именно его.
Комментарий в виде “Всё говно. Переделывай” тут не подойдет. Мы же профессионалы, а значит надо завуалировать этот комментарий и рассказать, почему именно всё говно.
Лучше всего это делать с помощью комментирования блоков, если вы разбираете страницу сайта, или абзацев, если дело касается статьи. Но изначальный вариант текста обязательно надо выкладывать изображением, чтобы он не индексировался поисковыми системами. Иначе можно попасть в бан за копирование информации.
Скриншот экрана можно сделать с помощью клавиши Prt Scr на клавиатуре (находится над стрелочками, обычно). Или, если вам надо сделать скриншот всей страницы сайта, то можно использовать расширение FireShot. Оно есть для всех популярных браузеров.
Но чтобы вы не теряли время на поиски, оставлю ссылки на него. Для Chrome и Яндекс | Firefox | Opera
Ну а комментировать можно как через любой текстовый и pdf редактор, так и прямо в тексте своей обзорной статьи. Я комментирую в тексте статьи, так как это увеличивает её объем, а значит и позиции в поиске.
В качестве примера я приведу один из своих разборов, который был размещен на моем старом сайте. Он касается страницы — заглушки для портала ТулГУ.
Сам пример не идеальный, потому что он не привел мне клиента напрямую, но зато эта страница находилась в ТОПе Яндекса и приводила на сайт по несколько человек в день. Я считаю, что это очень хорошо, учитывая, что сайтом я практически не занимался.
Показываем свой вариант
Есть такое золотое правило, которым, к сожалению, мало кто пользуется в интернете. Оно звучит так: “Критикуешь? Предлагай!”.
Поэтому сразу после разбора исходного варианта, нам надо показать свой. Причем не просто показать, но и рассказать, почему мы написали именно это, а не что-то другое.
Для этого нам надо описать задачу страницы или текста, какой мы её видим. Определить целевую аудиторию и то, о чем ей надо будет рассказать. В общем, расписать весь подготовительный ход мыслей. И уже только после этого показать свой вариант и расписать блоки.
В качестве примера опять же привожу свой текст для страницы — заглушки.
В заключение
Вот, в принципе, и всё. Осталось только наш вариант отправить человеку, у которого мы брали разрешение.
Ну а после этого спокойно размещаем статью у себя на сайте. Главное не делайте такие разборы для однотипных форматов и тематик. Достаточно одной, чтобы потенциальные клиенты могли понять логику ваших мыслей.
И даже если человек вам ничего не ответит или не захочет дальше сотрудничать, то у вас будет работа в портфолио, которая приведет вам новых клиентов. Проверено.